9.3. Спаренная работа кранов

Подъем и перемещение тяжеловесных грузов одновременно двумя или несколькими кранами допускаются в отдельных случаях (ст. 331 Правил по кранам), когда такой подъем не является повседневной технологической операцией.

При применении для этих целей стреловых самоходных и башенных кранов работа должна производиться по проекту или технологической карте, разработанными специализированной организацией, одной из функций которой является разработка проектов строительно-монтажных работ при помощи кранов, т. е. имеющей отделами группу по разработке таких проектов. В этой документации необходимо привести схемы строповки и перемещения груза с указанием последовательности выполнения операций, положения грузовых канатов, требований к подготовке и состоянию пути и других условий по безопасному подъему и перемещению груза.

Для выполнения такой работы рекомендуется применять однотипные стреловые краны преимущественно одной и той же модели, так как при этом легче соблюдать основные требования по обеспечению безопасности при подъеме и перемещении: сохранение вертикального положения грузовых канатов и правильного распределения нагрузки на каждый кран, которая не должна превышать их грузоподъемности.

Условия и порядок подъема и перемещения груза двумя или несколькими кранами мостового типа (мостовыми; Козловыми) могут быть разработаны самим предприятием, использующим краны для такого подъема.

Можно применять два варианта подъема и перемещения груза кранами мостового типа: с помощью траверсы и без траверсы. При подъеме груза с помощью траверсы выполняются следующие требования:

  • а) применяемая траверса должна соответствовать по своей грузоподъемности и размерам массе поднимаемого груза и расстоянию между крюками кранов;
  • б) масса траверсы включается в массу поднимаемого груза;
  • в) длина применяемых грузозахватных приспособлений должна быть рассчитана с учетом работы с траверсой (груз при перемещении должен быть поднят не менее чем на 0, 5 м выше встречающихся на пути предметов);
  • г) при подъеме и перемещении груза канаты кранов должны сохранять вертикальное положение, а траверса должна сохранять горизонтальное положение.
  • При работе без траверсы необходимо обеспечить правильное распределение нагрузки на краны, горизонтальное положение груза и возможность перемещения его на 0, 5 выше встречающихся на путч предметов, вертикальное положение канатов.

    Работа по подъему и перемещению двумя или несколькими кранами должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, или специально назначенного инженерно-технического работника.

    Проектировать установку мостовых, козловых и других кранов для спаренной работы нельзя. В отдельных обоснованных случаях возможность такой установки рассматривается Госгортехнадзором СССР или госгортехнадзорами союзных республик по совместному ходатайству проектирующей организации и руководства предприятия — владельца кранов.

    Работа по подъему и перемещению груза несколькими кранами в морских портах производится в соответствии с Правилами технической эксплуатации перегрузочных машин морских портов, утвержденными Министерством морского флота.

    Условия спаренной работы кранов в морских портах следующие:

  • 1) к работе допускаются краны, имеющие как одинаковые, так и различные грузоподъемности и скорости рабочих движений;
  • 2) при всех перемещениях груза канаты, поддерживающие груз, должны сохранять вертикальное положение;
  • 3) совмещение подъема и спуска груза с другими движениями крана не разрешается;
  • 4) при использовании крана с групповым приводом изменение вылета стрелы под грузом запрещается;
  • 5) работа кранов, как правило, должна производиться с применением специальных траверс, при помощи которых производится необходимое распределение нагрузки между кранами;
  • 6) при работе допускается одновременная и попеременная работа кранов; при этом наклон балансира к горизонтали не должен превышать 20°, что соответствует превышению конца балансира над другим его концом на 30—35 см на каждый метр его длины:
  • 7) в случае одиночных подъемов в виде исключения допускается спаренная работа кранов без траверсы при условии принятия мер для правильного распределения нагрузки между ними;
  • 1) работа кранов выполняется только опытными портовыми рабочими-крановщиками, имеющими стаж работы на кранах не менее одного года;
  • 2) масса поднимаемого груза и траверсы не должна превышать суммарную грузоподъемность обоих кранов при данных вылетах стрелы и должна быть распределена между ними так, чтобы ни один из кранов не был перегружен;
  • 3) работа выполняется под руководством сменного или группового инженера-механика (п. 142-145 ПТЭ перегрузочных машин морских портов).
  • septilos.ru